MIND ECLIPSE 2002 "Chaos Chronicles" (demo)
На самом деле следует сразу оговориться: это демо призвано стать вполне достойным альбомом, просто пока я располагаю кассетой с принтерной обложкой, оно остается демо, но, я думаю, официальный релиз не за горами, ибо оно того стоит. Действительно, после "In The Light Of Eclipse Coming" (см. NL ## 6-7) услышать новый материал группы такого уровня было достаточно неожиданно, хотя, я, в общем, был подготовлен к этому посредством давно засланного мне промо-трэка к этому альбому, чего уж там. Но, тем не менее, целиком новый материал действительно порадовал, даже не смотря на то, что лично мне приятно здесь далеко не все. Просто чувствуется уже уверенность какая-то, понимаете? То есть, не просто детишки в папашкином гараже забавляются, а музыка уже всамделишная, сделанная осознанно. То, что в общем уж очень она местами напоминает EMPEROR образца последних двух пластинок (особо подчеркивают это фотографии музыкантов на внутренностях кассетной вкладки) - дело, в общем, второе, хотя и не очень приятно сие… Знаете, это даже как бы негативный отпечаток вот еще в каком плане накладывает: при всем уважении к этому норвежскому коллективу, слушать их я никогда целенаправленно не мог, слишком быстро уставал. Музыка качественная, но НЕКРАСИВАЯ. В моем понимании красоты, во всяком случае. Мозгой понимаешь, что все здорово, а сердце не лежит, если проще… Вот так и с MIND ECLIPSE: все хорошо, но вот именно как у EMPEROR - некрасиво. Или, может, просто еще надо слушать, с такими вещами никогда нельзя быть уверенным на все сто… Записан материал в студии Check Sound в родном Ярославле, а сведение делалось в Navaho Hut (T.H.R.O.N.), и это тоже очень хорошо слышно, в частности то, что при сведении пришлось человеку здорово попотеть, дабы исправить изначально записанное не очень правильно. Но в итоге все очень даже неслабо звучит, во всяком случае, именно микс впечатляет более всего. Думаю, позиция моя относительно альбома и команды более чем ясна…
SHIT FOR FAN underground newspaper #1 - #4
Так и хочется сказать: вашу бы энергию, ребята, да в мирных бы целях - цены бы не было. Судите сами: сначала появляется небольшая листовочка, A4 с двух сторон, через месячишко - уже номер два в два раза больше. Следующие два выпуска появлялись с той же регулярностью, то бишь раз в месяц, но уже на четырех листах А4. Можно просто обалдеть! На момент написания рецензии я жду номер пятый, а к выходу этого моего пасквиля номер шестой уже должен быть доступен, как обещает уважаемая редакция… В общем, конечно, с периодичностью появления этой газеты все в порядке, вопрос только - надолго ли хватит? Простите мне мой скепсис, но при всем уважении - совершенно искреннем - практика показывает, что энтузиазм тухнет быстро… Поэтому мне намного больше импонирует Береснев и его UNDER BLACK WATER, но о его издании я напишу чуть позже. В общем, я сам думаю над каждым номером не менее трех-четырех месяцев, и другим быстрей суетиться не советую, хотя, может это я просто ленивый такой? Короче говоря, фишка вот в чем: первый номер SHIT FOR FAN (ох, и не хочется проводить никаких аналогий с названием, но просится-то как!) читать вообще нельзя. Просто нечего. Тут надо иметь в виду, что у ВСЕХ, абсолютно у всех были первые номера, у кого-то лучше, у кого-то хуже. Мы не есть исключение. Номер два обязан быть лучше. В случае SHIT FOR FAN изменения далеко не очевидны. Только в номерах 3 и 4 появилась хоть какая-то форма, хотя до отточенности пера авторам издания еще очень далеко. (Надо заметить, что лично я сам в данном вопросе вовсе не претендую на какие-либо лавры, ну, не журналист, блин…) В общем и целом - слишком много мусора, слишком много информации о каких-то местечковых бестолковых проектах, не о МУЗЫКЕ, если вы меня понимаете. Хочется об интересном узнать, вот это я к чему… Хочется собеседников поумней - я не хочу сказать, что все интервью из этого издания с людьми неумными или просто неинтересными, но таковых БОЛЬШИНСТВО. Опять же, я в принципе не беру на себя смелость просить чего-либо у авторов - тем более требовать, все это лишь мое собственное мнение и мои персональные пожелания. Хочется увидеть четкую линию, хочется понять КОНЦЕПЦИЮ издания. Просто "Паддержым, пацаны, наш отечественный андерграунд!" - этого мало для концепции. И скучно… Не хочется ничего поддерживать. Вернее, хочется, но только то, что того достойно, а не все подряд по принципу "Советское - значит отличное!" А в случае SHIT FOR FAN пока что именно эта тенденция наблюдается… Хочется ошибаться в данном вопросе :-)… Надеюсь, все еще будет лучше…
ROCKMANUFACTURA underground magazine #1
В общем и целом, для первого номера в этом журнале все достаточно неплохо. Меня самого, наверное, от названия коробит, факт. Попахивает это все рок-клубами конца 80-х, совок как бы. Ну, это так, мимоходом. Если начинать с начала, типа по одежке встречают, то ничего так оформленьице, то есть без претензий на глянцевость DARK CITY, но и не ксерокс. В общем, дешевый типографский вариант, что для фэнзина (каковым по-видимому и следует все же считать РОКМАНУФАКТУРУ) вполне даже богато. Внутрях, как и положено, рецензии, интервью и все такое. Расстроил раздел про то, что редакции типа нравится из присланного, с оценками. Ну, как бы непонятно, на фига? Я еще могу смириться с расстановкой оценок в рецензиях, хотя бы для того, чтобы не возникало разночтений, и то, приемлемо это, мне кажется, именно в глянцевых изданиях, где рецензирование поставлено на поток и где рецензии сами по себе ничего не представляют. Ведь рецензия на самом деле тоже может стать произведением искусства, разве нет? Но в андеграундной прессе, мне кажется, все эти оценки - лишнее, хотя… Всего лишь мое мнение… Из интервью на самом деле впечатлили ВЕЖА ХМАР: зная, как Саша подобные вещи "любит", в смысле все эти ответы на вопросы, можно сказать, что материал реально удачный и может даже лучший во всем номере. Остальное, в общем, средне. В смысле, обычно. Рецензии пока еще сыроваты. По своему опыту знаю - в этом деле надо руку набить. То есть надо писать и писать их, пока речь сама по себе не приобретет четкость и выразительность. Пока именно этого не хватает. На мой вкус журнал тонковат, но… Вот тут слухи упорные ходят об объединении усилий РОКМАНУФАКТУРА и ODIUM для создания совместного журнального опуса, возможно, это будет интересней, как пишет Юрий мне реально нравится. Не получится ли только, что в этом случае название РОКМАНУФАКТУРА не сохранится? На самом деле есть такие подозрения…
FATAL FORUM underground magazine #1
Отношение мое к Павлу Глумину и его лэйблу крайне противоречивое, мало кто в андеграунде так озадачивает. Действительно, появившись в подземелье совсем недавно, развернул он свою деятельность нешуточно: семь кассетных релизов с отличной полиграфией, плюс хорошая их дистрибьюция, рассылка промо-копий по различным изданиям, чего зачастую подземные лэйблы не делают вообще. Затем журнал: все путем, типография, глянцевая обложка, как положено… Но с другой стороны, человек он настолько… нет, не консервативный, это было бы мягко сказано. Упертый, вот правильное слово. Упертый до одури, как барабанщик :-)… Упертый именно нехорошо. Узкий, вот еще один эпитет. Не люблю я людей, которые ввиду своей ограниченности, всех кто не с ними считает против... Глупо, и, главное, зря. Напоминает известного идальго. Который с мельницами воевал и все такое. В общем, все, кто не играет металл - уроды. Особенно это касается электронщиков. Причем то, что сегодня без электронных прибамбасов самого разного свойства и действия не обходится фактически ни один более-менее заметный европейский бэнд включая и тех, кто Павлу как раз нравятся (вот что значит банальная некомпетентность и неосведомленность в современных технологиях звукозаписи) - это им во внимание не принимается. Очень насмешило интервью с GRENOUER: так он пыжился и пытался показать, какие типа чуваки неправильные (хотя, на мой взгляд, все, что они говорят даже не смотря на то, что не со всем я согласен - нормально), какие они уроды и тому подобное, ни фига у него не получилось. То есть дураком, честно, со стороны глядючи, он именно себя выставил. В общем, позиция малолетки, хотя он-то уже как раз человек взрослый. Даже обидно на самом деле. Повторюсь: Павла есть за что уважать. Но его бы энергию, да опять же, на пользу МУЗЫКЕ, было бы очень здорово. А так получился журнал для самых-самых металхэдов, для тех, у кого и извилины даже окаменели. По большому счету сказать более и нечего. Хотелось бы, конечно, пожелать человеку повзрослеть, но опыт личного общения и тот простой факт, что физический возраст его уже не юношеский вовсе, к оптимизму не располагает. Так что пусть оно все так и будет. Нам-то что… Хотя, немного, наверное, грустно все же…
UNDER BLACK WATER NEWSLETTER ##1 - 6
Не смотря ни на что, это издание на сегодня одно из самых ожидаемых каждый раз и одно из самых активно интересных в моей системе ценностей. Даже то, что и сегодня еще Дмитрий (имея за плечами опыт шести номеров) в своих материалах допускает какие-то речевые ляпусы - фигня. Все равно интересно. Хотя бы потому, что человек имеет, прежде всего, голову на плечах. Потому, что обладает вниманием для того, чтобы попытаться понять непонятное, тактом для того, чтобы не обругать просто потому, что не нравится и все тут, не взирая на какие-то общие достоинства, смелостью для того, чтобы говорить открыто о том, что по-настоящему плохо. Разве этого мало? Конечно, можно сказать, что кукушка хвалит петуха, сами знаете за что: то, что с самого начала своего творчества UBW некоторым образом ориентировался на мое издание в частности - факт. Сорри, Дмитрий, но это заметно :-). Другое дело, что в итоге пошло это ему только на пользу: сейчас это совершенно самостоятельное издание, со своим языком (пусть и чуть кривым), со своим дизайном (не в пример мне, хотя бы :-)), и главное, со своими мыслями. Не подсказанными корпоративными какими-то принципами, а именно своими собственными. То есть если рассматривать эту листовку не как пресс-релиз рекорд-компании (каковой она не является) а просто как естественную реакцию организма на окружающую среду и раздражители, как само собой разумеющийся позыв творчества под действиям услышанного в частности - по-моему, все здорово. И в интернете Дмитрий плотно обосновался, сайт у него достаточно интересный, и, главное, реально работающий, постоянно обновляющийся… Все это я говорю даже не смотря на то, что зачастую музыку мы с Дмитрием слышим совсем по-разному и мнения наши совпадают не так уж и часто. В общем, сказать больше и нечего, кроме того, что издание это к прочтению всячески рекомендуется…
BOG-MOROK 2002 "Azoic" (CD-R)
Наконец-то наша уважаемая редакция дождалась внимания к своей скромной персоне от известного российского струнодера Морока и его проекта. В том смысле, что уж очень как-то затянулось все, вроде намного раньше было обещано, хотя вот это как раз дело такое, у меня у самого последнее время все получается через год после намеченного, так что либо это время такое ноне, либо возраст… Да не о том речь. Итак, мы имеем в наличии четвертый по счету альбом BOG-MOROK, обо всех предыдущих мы писали ранее, если вам охота, поройтесь и выясните, в каких именно номерах нашего пасквиля, а мне чего-то лень… Итак, BOG-MOROK теперь группа. Честно говоря, исход логичен, и когда я был в гостях у "Морока и его команды" в 2001-ом, лично мне этот вариант казался самым естественным и перспективным, хотя тогда речи ни о чем подобном не шло. Дэн и Леха играли тогда с Ильей в проекте MORGUENSTERN, который явно гнил на корню, так что нынешняя ситуация более чем ожидаема, и, кстати, на материале в итоге это сказалось наилучшим образом. Традиционные машинные барабаны забиты на этот раз рукой настоящего барабанщика, что придало им звучание более естественное. Леха играет именно как басист, и это в противовес более ранним работам тоже очень положительно. Да и тот факт, что запись впервые произведена при помощи компьютера, а не посредством наложения при перезаписи на двух минидисковых деках как было ранее, невозможно переоценить. Причем для домашней записи в компьютер, чем занимаются сейчас очень многие, сделано все очень здорово. То есть звучит действительно нестыдно и вопросы какие-то если и возникают, то только эстетические, в том смысле, что, может быть какую-то мелочь лично я сделал бы и по-другому, но и так как есть оно звучит, то есть не ошибка это или лажа, а таково видение звука автором. То есть, нет у меня вопросов на этот счет никаких, а наоборот, хочется даже выразить факт известного рода приязни в отношении людей, подошедших к своему творчеству как никогда серьезно… Сильное место, конечно, гитара. Морок тут просто хорош. Ну, играет человек, что я могу еще сказать… А вот голос как всегда чуть хуже всего остального. Слышно, что старались и как могли, вытягивали, но все равно, голос - это не фишка проекта, факт… Что касается музыки. Если честно, то по мне такое как-то не очень. Не слушаю я подобное. Мелодичный death-metal, достаточно закрученный в аранжировках, не как у CROWNTHORN каких-нибудь, но все равно, не мое оно. И, опять же, вкусноты какой-то недостает. Лучше, чем предыдущий альбом "The Angel's Birth", но все равно, мне мелодика больше другая нравится… На самом деле хочется отметить, что для российской металлической сцены этот проект все-таки очень достойный. Пусть и второй эшелон, хотя, в нашей ситуации деление на эшелоны вообще крайне условно, но все равно, даже как всегда обидно, что на IROND'е выходят бестолковые пластинки GROM или BUTTERFLY TEMPLE, в то время как нечто более-менее достойное внимания остается за кадром. И обидно, опять же, что в Краснодар на байк-шоу BOG-MOROK не пригласят, а приедут все те же играющие на порядок хуже BUTTERFLY TEMPLE или СЕВЕРНЫЕ ВРАТА, зато более раскрученные посредством некомпетентных металлических СМИ… Но тем не менее хочется пожелать парням успехов и главное, выхода наконец на сцену. Мне кажется, время уже пришло…
УЛИЦА СВОБОДЫ 2002 "Дышатина" (CD-R)
На самом деле надо отметить, что "Дышатина" - это все-таки не УЛИЦА СВОБОДЫ как таковая, а очередная соло-работа Виктора Фатеева, как и "Урбанизация" 2000-го года, о которой рассказывалось в нашем издании #11. Лично мне не очень понятно, почему Виктор упорно подает свои сольники под одной вывеской с группой, все-таки отличаются они в звучании, факт. Ну, видимо, именно так он сам воспринимает окружающее, так что вроде и не наше собачье оно дело… А может, группы как таковой уже нет, кто его знает… Факт же в том, что даже само появление этой пластинки в моем почтовом ящике насторожило, ведь совсем недавно был альбом "Веронасилие" (см. NL #12), надо заметить, не самый удачный… Вот потому и начинал я слушать "Дышатину" с опаской, и надо заметить, не зря. Странно оно все как-то. Начиная с первой же композиции "Трепанатор", длящейся 20 минут: пять минут собственно песня, а далее гитарные импровизации различного свойства. Непонятно. То есть, я как бы уже понимаю, что штуки подобные УЛИЦЕ СВОБОДЫ трудно мерить общей линейкой, что сделано оно все настолько уверенно и осознанно, настолько в соответствии с внутренним состоянием автора, что говорить уже ничего и не хочется. То есть либо ты настроился на волну и все понял, либо… проехали. Лично я не понял. Не ощутил связи, смысловой какой-то, что ли, подоплеки… То есть непонятно, почему именно так, вот я о чем. Слушать трудновато. Как и весь альбом в принципе. Он другой какой-то, если половина, даже меньше, наверное, трэков еще хоть как-то напоминает "Урбанизацию", то остальное - нечто странное, полуэлектронные, полугитарные полубаллады, очень тоскливые по настроению и некрасивые. То есть вся музыка на "Дышатине" невкусная. Незапоминающаяся, не ложащаяся на ухо. Так что не знаю, это, наверное, просто очень личная музыка, а потому я воздержусь от каких-то оценок…
BESTIAL (tape)
Сразу хочу сказать, что никакого уважения не вызывают у меня люди так неуважительно относящиеся к собственному творчеству. Ну, ладно, хрен с ним, с оформлением, этого я как раз и не требую, понятно, что далеко не всегда есть возможность соорудить нечто подобное, но хоть от руки трэк-лист напишите! Это же так просто! Вот есть у меня такой пунктик: не переношу я варианты, когда нет названий альбома и композиций… Ведь зачастую ни фига же не разобрать из того, что кто-то там рычит или верещит, а так хоть что-то становится ясно, хотя бы приблизительно, о чем речь ваще, как говорится… На самом деле, конечно, вряд ли трэк-лист сильно спас бы положение этого ансамбля в моих глазах: неинтересно мне сие. На вскидку могло бы напомнить ранних BATHORY, только было бы позлей и гитара не панковая (как она есть), а именно блэковая, грязная. И побыстрей бы. Да и сама музыка будь без панковых и совковых мелодий - может быть, хоть что-то тогда зацепило бы. А так - нет, не мое оно. Опять же, вот стоит у меня на полке "Blood Fire Death" и мне его вполне хватает, на фига мне еще и копия? Хотя, копия даже скорее не с него, а с предыдущих работ… А барабаны так даже очень похожи по партиям на BATHORY, факт… Не могу в общем больше ничего особого выделить: сыграно не идеально, но не так уж и страшно, ранние BATHORY не лучше, записано в плохих условиях, но во всяком случае внятно, позиция, так сказать, ясна… В общем, толком и поругать не за что, а похвалить - тем более…
P.S. Упс… В принципе, я даже согласен с тем, что это моя лажа, хотя… В общем, ворошил я тут пришедшие за последнее время письма и обнаружил в одном из них подробный трэк-лист и даже комментарии к трэкам и информацию об ансамбле. Так что, признаю, я не прав, хотя на будущее: лучше все это отправлять одним пакетом, так безусловно надежней… В общем, альбом называется "Satanic Metal", характер лирики полностью соответствует названию альбома (что в общем и так было ясно, но документальное подтверждение действительно не лишнее), в составе два человека, трудятся в рамках проекта с 1994 года. Флаер группы возвещает о тотальном отказе от всяческих трэндов как то: frost, woods, snow, paganism, intellectual philosophy и иже с ними. В общем, Сатана и Black Metal. Аминь…
LA LETTRE A CAMUS 2000 "L'Art Faux" (CD-R) / 2001 "L'Espace De LLAC" (CD-R)
Две совершенно озадачившие меня пластинки. Как бы это сказать… диссонанс какой-то в восприятии у меня происходит. С одной стороны, по собственным ощущениям от прослушивания, музыка позитивная, и как следствие интересная мне довольно мало. Почему-то я совсем не люблю радужные такие настроения, запечатленные в звуке, да и вообще, замечать я стал, что последнее время с моими вкусовыми ощущениями, восприятием самой разной музыки, происходит явно что-то не то. Музыка, которая нравится всем и сразу (имеются в виду люди с близким моему восприятием) до меня доходит раз на пятый-шестой пристального изучения, а иногда так вообще и не доходит, если этот самый шестой раз так и не наступил. Музыка же понятная и близкая мне сразу и безоговорочно, как правило, у тех же самых людей вызывает либо реакцию отторжения в принципе, либо просто проходит незамеченной. Так что надо иметь в виду все же, что в башке у меня точно шурупов ноне не хватает. В общем, с одной стороны, если почитать РЕЗУЛЬТАТЫ за номером 10, то там от двух лиц совершенно четко говорится о том, что музыка эта совсем не позитивная, а только создающая таковую видимость, но типа на самом деле нагружена она по самые помидоры. Честно, вот этого я как раз пока что совсем не обнаружил. Слушаю и слушаю, но вот найти вот этого самого не могу. А может, в этом-то вся и беда? Может быть, слушай я музыку без этих вливаний извне, было бы все по-другому? Может, ищу я в ней не то совсем? Может, просто слушать надо и все? Сейчас я уже не могу этого сказать, но то, что реального какого-то такого описанного в РЕЗУЛЬТАТАХ груза я не ощутил - факт. Видать, толстокожий все-таки. Или просто другой, люди-то разные, блин… Вот с чем безоговорочно я согласен, так это с тем, что оформление пластинок - просто убойное. Минимализм, но очень убедительно это выглядит. И не сравнишь даже ни с чем, но то, что круто - факт. Хорошо, блин, Шептунову, он книжки читал умные и вообще словей иностранных много знает, потому ему сразу все понятно становится, он может посмотреть на картинку и так смело заявить, дескать, сие есть три всадника апокалипсиса, причем один типа в чем-то египетском, другой в чем-то кавалерийском, а третий так в чем-то нацистском. Нам оно проще с одной стороны как бы, мы рассуждаем с позиции деревенской, тупой, на уровне "вставляет - не вставляет", и вот на этом примитивном уровне обложки нам очень нравятся… Вот прямо сейчас, пока слушал альбом "L'Art Faux", перечитал рецензию на него от Андрея Турусинова. Вот прав он, наверное, второй и третий трэк на это пластинке действительно не понятно к чему. И вроде, правда, если слушать, пропуская их, то почему-то получается лучше намного. И то, что Tank522 лучшая композиция альбома - факт, я тоже ее с самого первого прослушивания выделил, понравилось ибо… Вообще, вот сейчас слушаю это все не помню уже который раз, и понимаю, что на самом деле этот альбом все же очень неплох. Следующий почему-то понравился меньше. Дешевле он как будто. Радужнее. Кстати, с ALEX'ом M.OVER'ом тоже сравнения напрашиваются, мне кажется, это примерно одного поля ягоды, хоть по записи LLAC чуть лучше. Но и здесь на мой персональный вкус не все здорово: мне кажется, что звуки могли бы быть и побогаче (но это как раз понятная российская проблема, у нас творят не на том, что нравится, а на том, что есть под рукой или можно занять у соседа, сам точно так всегда и работаю :-)), а общая компрессия дорожек - жестче, современней. Не хватает резкости в барабанах-перкуссии, вот это я к чему. Хотя, это дело уже интимное. Просто, может, потому мне и трудно понять, что уж больно старое такое звучание, может, как самый конец 70-х или только начало 80-х, так примерно… "L'Espace De LLAC" мне нравится меньше, и на этом я думаю остановиться. Наверное, любителям электронной музыки все же стоит самостоятельно сделать выводы о работах этого проекта, не полагаясь на наше убогое мнение…
ВЕЖА ХМАР 2003 "Вода Земля Вогонь Повiтря" (CD-R)
Наверное, я становлюсь совсем неоригинальным, но я хочу сразу отметить, что о ВЕЖЕ ХМАР мне действительно говорить, думать и писать трудно. Трудно, например, потому, что, имея в своем распоряжении парк микрофонов от SHURE C606 (дешевый динамический) до AKG C4000 (очень приличный конденсаторник) сложно спокойно воспринимать записи, сделанные при помощи примитивного китайского микрофона. Сытый голодному не товарищ… Трудно потому, что уж очень теплые личные впечатления у меня о людях, занятых в этом проекте. В случае, скажем, CAPRICE это помогает, а здесь - совсем наоборот. Я очень хочу постараться отнестись ко всему этому объективно, но боюсь, что все равно ни хрена не получится :-)… Вот, специально отграбил и посмотрел дорожки: перегруза нет, вернее есть, но только на последнем трэке "Багаття", остальные трэки играют "в ноль", значит вот это постоянное щелканье - это либо следствие перегрузок при записи, либо, что более вероятно, ушатаный вусмерть микрофон. Ну вот и попробуй слушать музыку, тем более такого, фактически амбиетного характера, если в ухе при этом все время потрескивает… Осложняет это восприятие, факт. Одно дело, когда еще фактура сама по себе богата звуками, в случае же ВХ все минимально: только голоса, ну и акустическая гитара и вроде бас еще в последнем трэке, как бы отдельном произведении… Причем бас скорее просто угадывается как низко гудящая подложка, не более. Поэтому, повторюсь, трудно, разбалован я и в плане качества слушаемой мною музыки и в плане средств для реализации собственных проектов… Хотя, эта работа звучит может быть даже лучше, чем любая предыдущая… И гитара прописана правильней, в частности, да и вообще, картинка более ясная получается… Что касается собственно музыки, то больше всего понравился как раз последний трэк, причем именно понравился, будь он записан правильно, я бы точно слушал его регулярно. Вчера вечером даже поймал себя на том, что хожу по дому и напеваю его… Чисто голосовые вещи - меньше. И нотно они странные, и само по себе, может, несколько не мое это. Если рассматривать творчество ВХ в ретроспективе, то прогресс имеет место быть, но такой, неочевидный, не очень уверенный. Но есть он… Но мало… Что посоветую: не пользоваться для записи музыки "кейкволком", он для этого очень плохо годится. Для ВХ не нужен особо серьезный звуковой редактор, подойдет что угодно, но не "кейкволк". Еще: важная составляющая звука проекта - ревербератор, висящий вообще на всем и много, естественно, программный. Вполне возможны более теплые и естественные в звучании плагины, стоит пересмотреть свою политику в этом вопросе. Категорически избегать перегрузок при записи, а при сведении на выход имеет смысл вешать лимитер, но аккуратно, совсем чуть-чуть. И еще, не знаю в чем тут дело, возможно в качестве исходников, но впечатление такое, что слушаешь мр3, это тоже дико ломает. Писать надо минимально 44100/16, иначе получается уж очень гнусно… Вот и все, наверное. Не буду я о художественной ценности рассуждать, ибо, как и все славянское народное (к коему ВХ относится совершенно безоговорочно) понимаю я сие плохо, стихи в частности. Нерадостно все это по настроению - и то хорошо. А вообще, я уже писал об этом как-то: ВЕЖА ХМАР - это явление. Его надо или принимать или не принимать, а не пытаться разобрать на составляющие. Я знаю, что мог бы, появись такой проект в студии FREE WIND, записать его очень интересно, но Саша и Валя всячески сторонятся вмешательства в их музыку извне и я в этом прекрасно их понимаю… Хотя, качеству записи это точно не на пользу…
ADOR DORATH 2002 "Adon Nin Edeleth" (promo-tape)
THY INVADER DISTRIBUTION продолжает снабжать нас релизами из своего каталога. И, наверное, в случае чехов ADOR DORATH это первый раз, когда сие нас не раздражает. То есть вроде как понравилось, как ни странно. Вот так если не вскидку, то я бы сказал, что при смешении SEPTIC FLESH и CRADLE OF FILTH как раз и могло бы получиться то, что записано на этой кассете. Я понимаю, звучит это странно, но вот именно так оно мне представляется. Тут надо иметь в виду, что первых я активно никогда не слушал, хотя и уважаю, а вторых так просто не переношу. И, тем не менее, ADOR DORATH меня совершенно не ломает: второй эшелон, но очень уверенный. Сыграно хорошо и интересно, особенно спето, вокалов много и очень разных: рыки, крики, фемины оперные и все такое. Музыка хорошо нагружена, и нотно и в звуке. Для издания на NUCLEAR BLAST не подойдет, но для приличного андеграундного лэйбла очень оно неплохо. Расстраивает довольно низкое качество записи на кассете, которая попала нам в руки, судя по самим звукам, в оригинале должно все звучать много лучше. Вообще, конечно, я не хочу сказать, что собираюсь слушать это часто, все-таки подобного я слушаю сейчас все меньше и меньше, но если не опираться на личные пристрастия, то констатировать следует, что в своем жанре работа сделана очень даже серьезно, во всяком случае, при разовом прослушивании совершенно не напрягает, как случается у меня зачастую даже с вполне именитыми составами…
HATROSS magazine #1
Я долго не мог понять, что же все-таки с этим журналом не так. То есть неуловимое что-то беспокоило. И вот, наконец, понял. Фишка в том, что журнал этот по содержанию все же больше фэнзин, а оформление - как раз наоборот, весьма глобальное, чуть ли не ДАРК СИТИ. Хотя, наверное, так обстоит дело и с другими андеграундными именно журналами: тот же RAVEN, да и FATAL FORUM, хотя последний, наверное, все же меньше. Я не хочу сказать, что вот это все плохо, наоборот, еще даже не известно, что лучше. Тот же ДАРК СИТИ читать очень трудно, глупый он по содержанию, пишут его люди по большей части неумные и некомпетентные. Но получается так, что распечатанный на принтере и набранный в "ворде" РЕЗУЛЬТАТЫ в итоге воспринимается намного более правильно и органично, нежели глянцевый HATROSS. То есть фэнзин и выглядеть должен как фэнзин. А так уже шоу-бизнес получается. Или игра в него. В общем, это все только мое личное мнение… Опять же, HATROSS содержит по большей части не интервью, а "материалы о…", построенные на статьях из забугорной рокерской прессы и впечатлениях авторов от прослушивания музыки, что может даже и неплохо все, но получается так, что кое о чем я и сам имею уже собственные мнения и ощущения, а что-то мне просто неинтересно. То есть получается больше все же "фэнзин-путеводитель для начинающих в прогрессивной музыке", так мне кажется. Все таки мне больше нравится получать "сырую" информацию: беседы, интервью… Даже репортажи с концертов - это уже как бы не то, но все равно, лучше, чем большинство материалов HATROSS. Вернее, опять стоит оговориться: не лучше, а интересней именно мне. А так получается, что объективно это издание мне трудно оценивать… Вообще на самом деле, если читать вот это все, что я написал, невнимательно, то получается, что это я опять ругаюсь, потому для особо деревянных подчеркиваю: журнал НА САМОМ ДЕЛЕ вовсе неплохой, а все претензии, которые у меня к нему имеются, сугубо субъективные и не более…
THY INVADER compilation #1 (CD-R)
Вот хоть убей, не вижу я вообще смысла в каких бы то ни было компиляциях за редким исключением а в подобных - тем более. Ну, вот действительно, скажите мне, где она, Великая Правда, заради которой сия компиляция должна была увидеть свет? Я еще могу понять какие-то тематические сборники или приложения к журналам - тут, ладно, без вопросов, случаются даже очень интересные вещи. А вот это про что было? Вроде, так если на вскидку, то получается что про speed-power-thrash и тому подобный metal, но тогда за каким таким здесь последние две команды, INSULTO и SEDATIVE, откровенно нью-металлические? Кстати, именно они вызвали в итоге наименьшее количество негативных эмоций, остальное все как-то уж чересчур безлико, скучно и никак: практически ко всему за редким исключением можно подобрать более достойно выполненный оригинал. Да и вообще, к чему это сейчас… Мертвая музыка, так мне кажется… В общем, надо иметь в виду, что подобное я сейчас практически ни в каком виде не приемлю, единственное, что регулярно восстанавливаю в памяти, это поздние VIRGIN STEELE и RAGE (почти все), и даже у BLIND GUARDIAN, ранее столь любимых, не раздражает сейчас разве что "Nightfall In Middle-Earth". В общем, с этой пластинкой получилось как бы совсем не по адресу. Честно, не хочется ругать только ради ругани, а хвалить с моей точки зрения не за что. Особенно это оформления касается…
ATROPOS 2001 (promo-tape)
Трудно представить себе даже человека, с которым я был бы не согласен более, чем я не согласен с Мишей Николаевым из OUPIRIC PRODUCTIONS. Но вот одну вещь он правильно подметил: в 80-х групп было мало (в металлическом жанре, само собой), зато все они были классные и дико популярные. Ну, это как бы проблема технического свойства: пока все стоило дорого, производство носителя информации в частности, и требовало бешеного уровня знаний, я имею в виду производство записи, отбор был очень серьезный, и в раскрутку попадали именно те, кто реально способен был работать на нужном уровне. То есть, чтобы вложенные лэйблом средства возвращались с процентами. Сейчас, когда любой школьник на домашнем компьютере может колбасить хоть симфоническую музыку, хоть гитер-мега-метал, здесь же, не отходя от кассы, рисовать облогу и распечатывать ее, тут же нарезать компакт-диски, соответственно, выбор огромен, но и говнища среди всего этого многообразия - невероятно много. Да, на мой взгляд, все же лучше когда много и есть из чего выбирать, это факт, да и вот так вот, если задуматься, сколько действительно классной музыки попадается среди всего этого лоу-бюджета и андеграунда: ORDO EQUILIBRIO или NAERVAER какой-нибудь, хотя это так, просто два имени навскидку, много еще всего есть хорошего… Но и фильтровать приходится… К чему я это все. Безусловно в 80-х такая группа как ATROPOS не смогла бы добиться вообще ничего. Ибо нет в их музыке совершенно ничего интересного. Я вот задумываюсь тут потихоньку: а может, правда, не стоит ругать только за то, что музыка лично мне неинтересна? С другой же стороны, ведь спросили мое мнение, и вроде как надо писать, правильно? А мнение таково, что музыка скучна и однообразна не смотря ни на что. Во-первых, постоянные четыре четверти. В таком размере я могу слушать только музыку тихую и спокойную, интересность которой на самом деле в другом, в звуковой какой-то атмосфере и эмоциональном каком-то настрое. То есть почему-то сложился у меня последнее время стереотип восприятия, что тяжелая музыка должна иметь плавающий размер, типа с прогрессивным налетом, иначе скучно. А еще многонотие в двух тональностях на протяжении всего альбома достает. Либо много нот и красиво, либо мало… и опять же красиво должно быть. Только мало нот красиво переплести намного проще, чем много, а вот знают это не все, и потому колбасят от души. И получается скучно, гаммы эти слушать… На самом деле есть даже один такой бэнд, который играет очень похоже на ATROPOS, это DEMONIAC, группа совершенно отвратительная на мой взгляд. Вот у них тоже такой heavy-metal с блэкушным вокалом… Ну, играет у ATROPOS клавишник, понятно, но вот Sverd в ARCTURUS то же самое делает круче, понимаете? Вот и много еще таких пунктов. Получается, что незачем это все… В общем, не нашел я здесь приятных моментов… Забыл сообщить, что распространяется сие через THY INVADER DISTRIBUTION…
ЯД ОРХИДЕИ 2002 "Смесь-и" (CD-R)
Эту пластинку передал мне Алексей Николаевич Книга из творческой группы PROСВЕТ, типа это по моему профилю. Каким же боком попала она к нему - непонятно, ибо, действительно, его организация и близко ничем подобным не занимается. Хотя, как я понял, ему прислали пластинку сами музыканты, тогда получается тем более непонятно, так как PROСВЕТ очень четко декларирует сферу своих интересов: поп-рок и прилегающие к нему. А здесь уже типа железо, хотя… Начнем с того, что ЯД ОРХИДЕИ - чисто женский коллектив. Кому-то может это и импонирует, но не мне - сто процентов. Я уверен в том, что железо должны играть мужчины (хотя петь могут и дамы, бесспорно, но играть - увольте), и исключения только подтверждают правило. И шовинизм здесь ни при чем: инструменты ритм-секции, например, требуют явных физических усилий, и бас и барабаны, а когда этих усилий не приложено, то и никакой компрессор не спасает, звучание получается вялое. Здесь это имеется и это уже минус. Далее, не секрет, что мыслительные процессы у мужчин и женщин - ну очень разные, я не говорю, что одно плохо, а другое наоборот, но разные - факт. И получается, что тяжелая музыка, написанная дамами мне совсем непонятна, как непонятны и процессы, происходящие в женских мозгах. Хотя бы вот эта ее ярко выраженная мелодичность типа, распевы все эти и тому подобное. Мало того, что сама по себе мелодика очень совковая, так еще и в принципе получается ну очень сопливо. Вообще, если так рассуждать, то наслушались девицы, грубо говоря, АРИИ, NIGHTWISH и… CRADLE OF FILTH, вот и ваяют. Причем ни на одну из упомянутых групп не похоже, на самом деле как бы своя музыка, и даже местами не без каких-то интересных чуть-чуть фрагментиков и задумок, но сыграно и спето некачественно, неровно, грязно, местами инструменты не строят, в общем… Глупость еще такая: первая песня записана в одной студии, попроще, а остальные четыре - у АМУРСКИХ ВОЛН (Ростов на Дону), студии оснащенной очень серьезно… Подобных вещей я никогда не понимал. То есть я не могу просто оценивать песни в отдельности, я всегда рассматриваю релиз целиком, и вот такие казусы меня лично раздражают. Молчу уже о том, что звукорежиссер хоть и наверняка тянул девиц за уши, все же добился немногого: очень криво. И сведено не фонтан: голос кроет все остальное, опять же, совок. Но это, думаю, "заслуга" уже именно звукаря. Обычно возраст наших звукорежиссеров - 35-40 лет и их любимая группа в лучшем случае MARILLION или GENESIS, а в худшем - DEEP PURPLE. Чего же еще от них ожидать?… Тексты тоже не фонтан, совсем причем не фонтан… Настрой у барышень, конечно, очень серьезный, это видно и по фотографиям на обложке диска и по музыкальным каким-то задумкам :-), но прежде чем все это приобретет форму, работать им и работать: каждой надо заниматься с инструментом, текстовику - почитать книжек, любых хороших книжек, дабы выработать вкус к языку и не молоть впоследствии ерунды, а также и самим языком как таковым заняться не мешало бы, вокалистам заняться голосом, ибо поют зачастую куда попало… А так, кто знает, может чего из всего этого и получится… Хотя я сам в это не верю. Но на то мы народ такой, скептики, мы вообще почти ни во что не верим…