SOLSTAFIR 1995 "Til Valhallar" (CD)
Сначала эта штука меня совсем не впечатлила. Но я упорно пытался раз за разом понять, в чем же порылась собака и что же стало причиной того, что спустя восемь лет после записи этой работы она востребована настолько, что ее издают на CD, пусть даже и на небольшом андеграундном лэйбле. И думаю, что ответ на этот вопрос я все-таки нашел. Ежу понятно, что сам я такую музыку слушать не стану (хотя, как знать, ежели серидце вдруг возжелает чего-то эдакого, языческого и жесткого одновременно, а ENSLAVED будет не в тему, глядишь, достану с полки да ворвусь), но вот ежели вы, скажем, слушаете какой-нибудь BUTTERFLY TEMPLE или (что тоже боже упаси) СЕВЕРНЫЕ ВРАТА, то лучше бросайте это гнилое дело. Патриотизьм, понятно, дело хорошее, но ежели выбирать исходя из какчества музыки, то получается, что SOLSTAFIR лучше. Во всех смыслах причем. Начнем с того, что SOLSTAFIR злее. А я люблю когда зло так, серьезно. Вот чего у тех же СЕВЕРНЫХ ВРАТ не хватает, как-то оно у них… бесхребетно что-ли. Чтобы совсем стало понятно: мало сказать: "Трепещите, вражины, ща бошки-то поотшибаем!", надо еще доказать, что это не похвальба, не пустая угроза. Я не предлагаю рецептов Бивиса со товарищем ("Слышь, баклан, а че будет, если СЕВЕРНЫЕ ВРАТА и SOLSTAFIR подерутся?"), просто так уж получается, что эти самые иносранцы (а SOLSTAFIR, как удалось вычислить, команда из Швеции) звучат убедительней. Именно звучат, все остальное в данном случае мне, как обладателю конкретной пластинки, пофигу. Мне неинтересно разбираться, кто там настояшший, а кто позер, кто чего когда говорил и по какому поводу: вот же оно, все ясно, ушки распахнул - и услышал. А остальное все есть мишура, к МУЗЫКЕ, об которой собсна речь, не относящаяся… Ладно, попробуем обратиться к деталям. Итак, работа "Til Valhallar" была записана в 1995 году и впервые издана в 1996 году тиражом 1000 копий, который и был благополучно распродан. В 1999 состоялось переиздание в количестве 500 копий, которые тоже были проданы. А в 2003 году, видимо, музыкантам поступило предложение от российского лэйбла OSKOREI MUSIC, и, естественно, они сопротивлялись недолго. Более того, к российскому ре-релизу было добавлено два бонус-трэка, что хоть и не делает "Til Valhallar" полноценным альбомом, все же добавляет ему солидности: 30 минут - это все-таки не 20, согласитесь. Оформление тянет по меньшей мере на "оч. хор.", просто даже жму руку господам издателям, ибо постарались. Даже на рабочей стороне диска написано, дескать, здесь записан ансамбль SOLSTAFIR и альбом "Til Valhallar", мол, это вам не просто так, не болванка, на кампутере нарезанная, а настоящий заводской сидюк со всеми вытекающими. То есть про нерабочую сторону не говорю даже, там тоже вполне уместная в данном случае цветная картинка намалевана. Ну и в звучании все приятно: звучит достаточно сыро, чтобы не быть попсовым и достаточно качественно, чтобы не быть убогим. Хорошо звучит то есть, приятно для уха и концептуально правильно. В общем, безусловно, предложенное нам на рассмотрение не есть откровение, но не всем же быть великими, правильно? А во всех остальных смыслах получается, что придраться не к чему, и значит, оно есть хорошо…
VINTERRIKET "Von Eiskristallen…und dem ewigen Chaos" / RIKKET "Riket Av Evig Skogen" (CD-R)
Еще один релиз OSKOREI MUSIC, на этот раз выполненный в традициях описанного в прошлом номере нашего издания компакта RIKKET, только обложка распечатана не на принтере, а в типографских условиях. Да и звучание, надо заметить, в этот раз много интересней, и тот же RIKKET звучит вполне конкурентно в сравнении с VINTERRIKET, что безусловно не может не радовать. Итак, для тех, кто не в курсе, сообщаю, что VINTERRIKET - проект из Германии, надо заметить, достаточно плодовитый. У меня на полке уже стоит 4 кассеты, и вот теперь еще этот компакт, содержащий оригинальный материал (имеется в виду, что он не просто выдернут откуда-то, а представляет собой именно отдельно взятый мини-альбом). Различные записи проекта отличаются друг от друга, как правило автора кидает в пределах BURZUM "Filosofem" - BURZUM "Daudi Baldrs", хотя, это очень условно, ибо ежели он играет типа black-metal - то BURZUM будет злее и убедительней, а если типа ambient - то BURZUM явно дешевле. Хотя, я думаю, что VINTERRIKET тоже работает в "бюджетных" условиях, скорее всего на базе домашнего кампутера, что-то мне это подсказывает. Например, явные ошибки в тембральной окраске инструментов: слишком много низкой середины, она очень неприятно гудит (это свойственно и RIKKET, но, может, даже чуть в меньшей степени). Дабы пресечь незаслуженные упреки: я не умничаю, просто эти записи действительно испорчены явно выпяченной низкой серединой, ее бы чуть приснять, даже не в исходниках, а в готовом миксдауне (собственно, этими мастеринговыми работами должен заниматься лэйбл, с согласия авторов, безусловно), и все стало бы красивей и понятней. Ради эксперимента я две минуты покрутил один трэк с этой пластинки, аккуратно приснял частоты в области 250-1000 Гц, и инструменты, надо заметить, сразу же перестали налезать друг на друга (как оно есть сейчас), досадное и неприятное гудение исчезло, и в общем, все стало просто приятней. Надо понимать, что даже сейчас звучит все достаточно неплохо, но только для человека, не особо щепетильного в плане звука, и вот эти недостатки, о которых я говорю, заметит, может, один из 10 или даже еще больше слушателей. Но все равно, факт остается фактом. А в плане музыки VINTERRIKET здесь запечатлен в своей амбиентной ипостаси, и это пожалуй все, что я могу и желаю здесь о них сообщить. Теперь относительно RIKKET. В сравнении с описанной в NL #14 работой "Kvist Nord Og Ild" мы имеем дело с решительным шагом вперед, и это уже есть момент положительный. Одно "но" - в первом трэке, где есть машинные барабаны, запрограммированы они явно криво. Господа, не брезгуйте функциями выравнивания, ваша музыка от этого только выиграет, а вовсе не наоборот! В общем, вот эта ритмическая лажа ломает. А с другой стороны, последняя композиция "The Mourning" с лихвой искупает все грехи RIKKET месте взятые: это уже что-то близко к позднему ULVER, не очень, но есть отголоски… Вот ежели бы RIKKET все время играли так, как в этой композиции, это было бы уже очень интересно и нетривиально. То есть речь уже могла бы идти о том, что RIKKET претендует на звание более чем простого среднего андеграундного проекта. Пока что я этого все же сказать не могу, но как знать, как знать… Одним словом, время покажет, развитие проекта во всех смыслах нам продемонстрировано убедительно, и ежели это поступательное движение сохранится, если автор не остановится на достигнутом (а именно это с музыкантами зачастую и происходит: добившись определенного уровня и успокоившись, они начинают жевать одну и ту же фишку, чего, кстати, с теми же ULVER, заметьте, не произошло), мы имеем шанс через некоторое время удивиться…
MURK EXORBITANCE 2003 "Grotesque Sonic Devourment" (promo-CD-R)
Да нет, пожалуй, откровения вновь не состоялось. Откуда, говорите, группа? Иваново? Ну, так есть там типа SEPTICOPYEMIA, так я, извините, затрудняюсь найти даже три отличия с MURK EXORBITANCE. То бишь, конечно, они есть, но непринципиальные все какие-то. Елки, неужели и наша, скажем, местная сцена со стороны выглядит также непрезентабельно однообразно? Не дай боже, конечно… Так вот, MURK EXORBITANCE - это такое что-то рычаще-кричащее, типа два вокалиста даже в группе, а по музыке получается что… хэви-метал! Нет, серьезно, вот оно и нашлось отличие от SEPTICOPYEMIA: риффы чисто из 80-х все, соляки гитарные, опять же (хотя, возможно, я просто музыку SEPTICOPYEMIA плохо помню и у них тоже все так? :-))… Ага, стоит посмотреть трэк-лист, и сразу все проясняется: из 9 композиций 4 - чужие. Причем кавера CANNIBAL CORPSE, DYING FETUS и CARCASS, три самые попсовые группы в данном направлении. То есть их слышали ВСЕ, большинство так называемых фэнов брутального металла только эти три группы и знает :-). И вообще, становится ясно, что "Grotesque Sonic Devourment" - это даже не альбом, а просто сборник песен, записанных в разное время и разных условиях, что, впрочем, еще и очень хорошо слышно. Даже не взирая на низкое на текущий момент качество записи - согласен, не у всех и не всегда есть условия, а главное, наверное, все-таки мотивация делать хорошие записи - хочу заметить, что очень не люблю подобный неуважительный подход музыкантов к собственному творчеству… Знаете, никого не хочется обижать, но группы уровня MURK EXORBITANCE - это даже не андеграунд, это уже дворовый металл какой-то. Причем я не имею в виду исполнительский уровень, или, скажем, способности композиторов-аранжировщиков, здесь все как раз неплохо, уровень никак не ниже среднестатистического. А вот внутренней силы за всем этим не чувствуется, глубокой какой-то осознанности собственных действий. Собрались ребята, вмазали, залабали пяток песен любимых композиторов плюс пяток своих в подражание кумирам и… Простите мне мой снобизм, но вот так вот мне все это видится…
P. S. Меня, собственно, честно предупреждали, что демо - это только два первых трэка пластинки, а остальное - это типа бонус. Но про две песни мне писать было бы совсем не интересно. То есть про две death-металлические песни я могу сказать ровно два слова, потому я и решил написать обо всем, что услышал на диске.
ДЕКОДЕР 2003 "Куннилингус Для Б" (CD-R)
Я даже несколько удивился, вскрыв очередной пакет от Виктора Фатеева из Печоры, и обнаружив в нем пластинку не группы УЛИЦА СВОБОДЫ, а некоего проекта ДЕКОДЕР. Однако, вставил диск куда положено (а не куда вы подумали) - и все сразу стало на свои места. Ибо это есть, мне кажется, логическое продолжение работы "Урбанизация", записанной Виктором в рамках УЛИЦА СВОБОДЫ самостоятельно. Если быть откровенным, то сразу я вовсе не вдохновился, даже, помнится, звонит мне Тим, и спрашивает, мол, а чего это ты такое знакомое слушаешь, а я и говорю, дескать от УЛИЦЫ СВОБОДЫ новости. Он их тоже уважает, а потому резонно поинтересовался, дескать, и как оно, на что я ничего не мог ответить кроме как "не фонтан". Что впрочем не означает, что именно тогда я вынес окончательный и бесповоротный вердикт. Наоборот, диск я отложил "до лучших дней" и вернулся к нему спустя месяц. И обнаружил, что на самом деле это очень хорошая работа. Наверное, все же не такая хорошая как мои любимые произведения "Этюды Коррозии Юности" и "Госпиталь" (см. NL##8-9), но если расставлять все по полочкам, то получается, что это лучшая работа после их записи совершенно однозначно. Действительно, последние три работы УЛИЦЫ СВОБОДЫ (см. NL ##11, 12, 13) уверенно регрессировали в плане силы воздействия на мои личные чуйствительные клетки мозга, а в новом альбоме все очень даже в порядочке. Не менее половины трэков (такие как "Заложник", "Дай", "Недо", "Без Рая") очень быстро и хорошо ложатся на ухо и цепляют. А такие песни как "Люди" - это вообще сильная сторона Виктора, умеет он завернуть все эдак безысходно, что аж жить не хочется. У него практически в каждом альбоме есть такая вещь, и очень хорошо, что этот не стал исключением. В общем, это действительно очень достойная штука. Печалит только тот факт, что становится все более очевидным полный разброд и развал в стане УЛИЦЫ СВОБОДЫ: повырастали парни, наверное, из рок-н-ролла, понарожали детишек и тому подобное… Судите сами: уже вторая работа подряд записана Виктором самостоятельно, под машинку, а из четырех последних только одна была записана в составе классического трио. Очень это мне жаль, совершенно откровенно… А "Куннилингус…" тем временем крайне рекомендуется всем к ознакомлению…
CYBER_CHRIST 2003 "Virtual_Masturbation" (CD-R)
Очень нелегко говорить о подобном (слово "музыка" я по понятным причинам не произношу), ибо… нелегко, да уж… Итак, небезызвестный в отечественном андеграунде бумагомаратель (по большому счету в хорошем смысле этого словосочетания, ибо как собеседник он всегда был мне симпатичен) Александр Трапезников решил начать покорение звуковых пространств, заручившись для этого поддержкой некоего Benefucktor'а. Само собой разумеется, что все читающие сие помнят, что Александр издает литературный журнал THE PATH SOULZINE. Так вот, попробуем разобраться, что же такое этот CYBER_CHRIST. Честно говоря, с точки зрения звука это слушать совершенно невозможно. То есть абсолютно. Дело в том, что не имея практически ничего вообще кроме компьютера и простенького микрофона а также маломальского количества мозгов записать это можно было намного-намного лучше. То есть я понимаю, что именно таково и было оборудование BENEFUCKTOR STUDIO, но вот последнего компонента, а точнее даже не его, а скорее всего именно банального навыка и вкуса не хватило, а потому идея в некотором роде загублена на корню. Подчеркиваю - в некотором. Потому что, не смотря на сказанное выше "Virtual_Masturbation" впечатление производит. Ибо атмосфера все же имеет место быть, и атмосфера действительно жуткая, гнетущая. То есть на мозг эта штука давит невероятно. Этот диск Александр прислал мне несколько месяцев назад, с тех пор я слушал его раз пять и каждый раз с большим перерывом, ибо сил и решимости вернуться к нему сразу я в себе не обнаруживал. И вообще, после прослушивания этой записи некоторое время ничего слушать невозможно, в какой-то даже ступор впадаешь… Ладно, попробуем все это со свойственным нашим шаловливым ручонкам несколько… э-э-э… препарировать. Делаю я это прежде всего для того, чтобы у вас появились хотя бы зачатки понимания того, с чем мне пришлось столкнуться лицом к лицу, ибо никакие известные мне ярлыки здесь работать не будут. Записанное представляет собой кольца. Много-много колец звука. Кольца стихов, которые начитывает Александр(?), кольца из записей автоответчика телефона, кольца из разной музыки, кольца из порно-фильмов, генератора белого шума и еще много всего. Это и создает картину, гнетущее такое цикличное полотно звуков. Медитативное? Возможно… Крутятся в голове и другие эпитеты, но… в последний момент каждый раз ускользают… Даже, наверное, сказать больше нечего. Это просто надо слушать, но я подозреваю, что (особенно в том виде, в котором оно есть сейчас) способных осилить и понять эту работу будет ничтожно мало. А ведь это тот самый редкий случай, когда я бы сказал, что оно достойно намного более серьезного воплощения. В свое время то же самое я говорил про ВЕЖА ХМАР. Причем я это просто говорил, просто в это верил, не зная наверняка. Поработав же со звуком последнего альбома Саши и Вали "Сiм Крокiв" я буквально прозрел, ибо даже не ожидал, насколько я в этом своем мнении был прав. То есть ВЕЖА ХМАР - это реальная серьезная сила. Надо иметь в виду, что мне пришлось работать с уже записанным и сведенным материалом и от меня зависело не так уж и много, но даже это немного лично меня просто взрывает, ибо, мне кажется, получилось все действительно убедительно. (Прости, Саша, но я зарекся писать рецензии на материалы, с которыми мне самому довелось работать, так что оной на "Сiм Крокiв" ты не увидишь, но альбом мне этот очень нравится. Честно.) Так вот, CYBER_CHRIST стоит того, чтобы с ним поработал человек, способный сделать его звучание вменяемым. Тот же голос: ведь его можно было записать хорошо! Да и эффектами его можно было бы обработать, не в смысле исказить, а правильно разместить его в пространстве, он же получился ужасно плоским и убогим!… В общем, может, это и несколько самоуверенно с моей стороны, но я мог бы предложить Александру и свои услуги в частности. Мне лично было бы интересно поработать с подобным очень нетривиальным материалом, после чего, я думаю, это было бы уже не стыдно демонстрировать каким-нибудь электронно-шумовым и экспериментальным лэйблам. Хотя, возможно, я погорячился…
FБN 2003 "Каменная Птица" (promo-CD-R)
Это тоже прислал Александр, но… Это совсем плохо. Я попытаюсь объяснить. Работая в студии, я вижу такие что называется никакие группы постоянно. То есть вот такого в каждом городе навалом. Безликого, обычного, мертвого… Честно, никого не хочу обидеть, но музыка совершенно ни о чем… То есть в абсолютно амузыкальном CYBER_CHRIST МУЗЫКИ и СМЫСЛА на порядки больше, чем у этой группы с традиционным инструментарием и подходом к творчеству. Я практически совсем не могу это объяснить, но реакция на эту самую "Птицу" у меня резко негативная. Может, если бы было больше песен, мне было бы что еще добавить, но песня ВСЕГО ОДНА! О чем тут можно судить, спрашивается?…
FATAL FORUM Magazine #2
Конечно, сразу надо отметить, что работа, которую проделал Павел сама по себе уважение вызывает. То есть объем ее прежде всего. 118 страниц журнала, набранного местами очень мелким, на грани читабельности шрифтом, десятки интервью, практически сотни рецензий… Хотя, то что их сотни в итоге, мне кажется, сказалось и на их качестве. Чуть штамповано местами получается. Но у этого есть и другие корни: не стоит забывать того, что Павел - профессиональный журналист, и это имеет как свои плюсы, так и свои минусы, даже в отрыве от того простого факта что профессия журналиста у меня кроме отвращения почти ничего больше не вызывает. Так вот, плюс существенный в том, (что многие, кстати, упускают), что журнал этот написан НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, в том смысле, что написан ГРАМОТНО, и даже практически без опечаток. Делать вычитку текстов таких объемов - то еще занятие и здесь я просто снимаю шляпу: мастерство не пропьешь. (Если сравнивать с масс-медиа-звездами ДАРК СИТИ, то сравнение будет не в их пользу…) Опять же, не может не впечатлять количество бесед, запечатленных на страницах журнала, их почти 60, хотя лично мне большинство интервью не показались захватывающими и далеко не всегда в этом можно было бы обвинить Павла. Иногда его вопросы - действительно набор штампов, хотя, опять же, поскольку он профи, то и штампы у него приличней многих, но… Вот если что действительно вставляет - тут он, конечно, начинает копать и интервью получается интересней. Может, следующий номер будет чуть тоньше, но в нем будет меньше интервью, которые "не пошли"? И еще один момент: беседы-то и нету. То есть Павел отправляет набор вопросов, музыканты присылают ответы. Может, вопросов два комплекта иногда бывает, но вряд ли больше. Это заметно. Живого общения не получается, вот я о чем. Если бы обмен вопросами-ответами проходил по 2, максимум 3 вопроса - вот это уже было бы глубже и серьезней. Я понимаю, что с большинством это не прокатит, музыканты далеко не всегда отличаются оперативностью, но иногда эту модель можно было бы практиковать… Тут я вспомнил про интервью, которое давал ему когда-то для газеты. Я сказал там, что не употребляю алкоголь кроме как в валерьяновых каплях и конфетах с ликером, а Павлу показалось очень остроумным назвать статью "Когда хочу нажраться, ем конфеты с ликером". Но ведь это не правда а совсем наоборот! И даже не смешно. Зато так действуют профессиональные журналисты: выхватывают фразочку из контекста и переворачивают с ног на голову… Это к вопросу о штампах, опять же… Я не раз говорил о том, что мне лично мягко говоря не импонирует позиция Павла в отношении музыки, воинствующая я бы сказал позиция. То есть, я понимаю, конечно, что Павел Глумин, которому до фени любые эксперименты, делает журнал о железе, а Дмитрий Васильев, которому по барабану металл, делает журнал об электронной музыке (INDEPENDENT ELECTRONIC MUSIC), но последний в отличие от Павла крыльями не машет. И такая позиция мне ближе. Мне и самому последнее время металл все больше до фени, ибо скучно становится одно и то же слушать и нравится мне только что-то на стыке, как говорится (из последних моих фаворитов MANES, VIRGIN BLACK, DEVIN TOWNSEND, RAKOTH, STRAPPING YOUNG LAD и еще немного), потому и FATAL FORUM я больше просматривал, чем прочитывал. То есть многие группы, о которых пишет Павел, мне просто неинтересны, потому так… Рецензии, опять же… Очень показательны в этом плане выставленные оценки за две пластинки: LEAD WEIGHT (8,5/10) и FORGOTTEN SILENCE (3/10). Первое - металлическая жвачка, второе - МУЗЫКА, но понять этого Павлу не дано… Так что вот так вот оно все получается. FATAL FORUM предлагает солидный срез с мирового металлического андеграунда, но интересен этот журнал будет только тем, кто кроме чистопородного железа ничего более воспринять не способен…
INDEPENDENT ELECTRONIC MUSIC Magazine #4
Только упомянул я это издание в предыдущей рецензии, как состоялась моя давно запланированная поездка в Москву, где я (к сожалению, всего на несколько минут перед отправлением поезда) смог встретиться с упомянутым выше Дмитрием Васильевым с целью приобрести у него журнал, о котором я до сих пор только слышал, но как такового знакомства не имел... Но сначала давайте попробуем разобраться, что такое среднестатистическое околомузыкальное издание и чего мы от него ожидаем. Хотя бы на примере предыдущего журнала. Открываем и просматриваем. И тут нам становится ясно, что о группе, скажем, GOD DETHRONED мы знать ничего не хотим. Неинтересно нам. Листаем дальше. Ага, а вот EMERALD NIGHT почитаем, чего там друг Dismael насвистел :-)… Ну, понятно. То есть нам предлагается пакет информации, и каждый сам для себя решает, что ему интересно, а что нет. В этом и смысл подобных изданий. Кто-то читает от корки до корки (как правило молодежь, только начавшая проявлять интерес к той или иной музыке), кто-то, как я, только просматривает… Опять же, я (уже в который раз, опасаясь ложных толкований) сообщаю: это все не плохо и наоборот, вполне закономерно. Такова правда жизни. А вот этот самый журнал о независимой электронной музыке, что следует из его названия - это уже нечто другое. Я сразу хочу заметить: на текущий момент я еще нахожусь в процессе, журнал этот мною не изучен даже наполовину, но сказать уже сейчас можно много. Во-первых, это можно просто читать. То есть, изучив первые три страницы я понял, что мне не важны совершенно незнакомые (на 95%) названия малоизвестных проектов, я просто понял, что для меня здесь есть что-то новое, то, о чем я никогда не задумывался, я имею в виду не имена, а именно какие-то действия, взгляды на самое разное. Другой угол зрения, понимаете? Это как смотреть на шкаф в комнате: хороший такой чистый, опрятный, а глянешь на него сзади… Ну, сами понимаете, как ни убирай, а в таких местах пыль там и ерунда всякая всегда собираются. В общем, я просто его читаю сейчас перед сном как художественную литературу, не как обычный журнал, перескакивая туда-сюда, пропуская что-то неинтересное, а просто как книгу, от и до. Ибо интересно. Конечно, нельзя сказать, что мне безразличны эти самые новые имена. Конечно, я делаю для себя выводы, с чем можно было бы и поближе познакомиться, а с чем, в общем, и не интересно. Но главное, все же, как я говорил выше, не это. Главное - другой взгляд на известные казалось бы вещи, на ту же самую музыку, которая и является в моей системе координат ценностью "намба ван". Безусловно, журнал не рекомендуется к ознакомлению упертым металхэдам и вообще, адептам чего-либо одного на всю жизнь настоящего и единственного. Не сочтите за снобизм, но он ориентирован на аудиторию свободную от комплексов, по крайней мере некоторых, связанных в частности с неприятием того, что на первый взгляд непонятно. Вот и все. Остальным же (коих исходя из вышесказанного, откровенно говоря, остается ничтожно мало, ибо упомянутые мною комплексы свойственны именно массам) решительно советую даже не смотря на очень серьезную стоимость издания: 320 рублей почтовым переводом. Оправдывает стоимость очень качественное оформление и не менее качественные печать и бумага, хорошее текстовое наполнение, опять же, грамотное и тщательно подобранное, и объемное, к слову. Кроме того, к журналу прилагается очень стильно и замечательно оформленный CD-сборник, включающий в себя некоторые проекты, о которых идет речь в журнале. В общем, я о потраченных кровных тугриках не жалею… Да, в заключении хотелось бы заметить, что название журнала, на мой взгляд, несколько неточно отражает его содержание: он все-таки скорее не об электронной, а именно об экспериментальной музыке в самых различных ее проявлениях… И еще: в настоящий момент Дмитрий работает над номером, полностью посвященным итальянским артистам. По его прикидкам он будет снабжен не менее чем тремя компакт-дисками. Я уже потихоньку начинаю ожидать…
VIPERA ASPIS 2003 "Безродный Сын" (promo-CD-R)
Мне даже уже неудобно на эту тему говорить, но, что называется, здравствуйте: название ансамбля пишем латиницей, горланим кириллицей. Достаточно распространенный ляп. Хотя, от этого не менее ляпистый. Ну да ладно, не в этом дело. Есть тут и еще моменты… Конечно, сразу можно начинать придираться: VIPERA ASPIS заявлен как Black-Metal по меньшей мере, хотя на самом деле "все мы дети DIMMU BORGIR'овы". То есть, если бы еще и звучало также серьезно (чего у упомянутых товарищей при всей нелюбви к оным не отнять) - вопросов бы не было и простить можно было бы многое. А так… Музыка не такая как у хороших проектов жанра, то есть простая и прямолинейная (DARK THRONE, скажем) или наоборот, закрученная (SATYRICON образца "Rebel Extravaganza"), а вот именно простенькая, но с украшениями всякими, колокольчики там (ой, простите, колокола конечно же), пианины разные, ансамбли струнные синтетические… Главного нет, опять же - эстетики. То есть имеются какие-то способности в плане композиции и тому подобного, но все это еще пока в зачаточном состоянии. Ведь как оно в такой музыке: либо должно звучать как настоящая грамотная музыка (как у THERM EYE FLAME), либо должно звучать убедительно при всех недостатках чисто музыкальных (как у TODESKAMPF). Нету здесь ни того, ни другого. Чувства звука тоже нет. Его в принципе многим не хватает. То есть я имею в виду не качество звука, а именно его внутреннюю силу и убедительность. Ну и запись по всей видимости в домашней студии делалась. Соответственно… Неживые барабаны бухают бочками очень неприятно, гитар нет, где-то вдалеке песочат… На мультимедийных колонках сводили? Голос на переднем плане… Тексты, кстати, тоже… Я, в общем, на этот момент часто забиваю, но здесь все так четко и ясно, что… В общем, не вдохновила меня музыка этой команды. Еще я хотел заметить, что звучание у нее уж очень московское (понятное дело, группа ведь из Москвы): гитары стремные и сзади, голос орет - это очень характерно, так и понтовые проекты звучат, тот же STONEHENGE, разве что качество звучания повыше существенно. На удивление хорошо вот только ROSSOMAHAAR последний записан и сведен, прямо аж впечатлило, а так, в общей массе московский звук в тяжмете я не уважаю…
GRENOUER 2003 "Presence With War" (promo-CD-R)
Как я не раз уже говорил, подобная музыка трогает меня все меньше и меньше. Точнее, совсем уже не трогает. То есть слушаю я ее, а внутри ничего не происходит, не откликается. Но одно в случае GRENOUER следует признать безоговорочно - это УРОВЕНЬ и это КАЧЕСТВО. Причем качество не плана BARBARITY (см. ниже), а именно настоящее европейское качество со всеми вытекающими. И музыка грамотная (хотя и простая) и тексты в порядке (сразу видно, читал человек книжки хорошие, да и сейчас еще, наверное, почитывает :-))… Умеют играть, умеют звучать, умеют найти средства добиться желаемого практически во всем. Надо поехать в Финляндию дабы отмастерить запись - едут и мастерят. В общем, работают люди, что я могу сказать. Безусловно всплывают впечатления и от живого их выступления, на котором побывал я пару лет назад в Москве… В общем, тут такая штука: музыкальные изменения у GRENOUER от первого альбома к четвертому, безусловно, происходят, хотя я не назвал бы их принципиальными, то есть это тот же death-metal, драйвовый, рок-н-ролльный. Хотя формат альбомов один и тот же выдерживается строго: 8-10 трэков, 40 минут звука. Звучание с каждой работой становится все лучше. А вот при всей серьезности подхода к творчеству и при всем этом качестве контракта с более-менее приличным лэйблом GRENOUER не имеет. Почему так? То есть это просто я спрашиваю не для того, чтобы сейчас все выложить. У меня есть свои мысли, но… при себе я их и оставлю. Видимо, есть над чем подумать и самим музыкантам и слушателям. А может, и не о чем тут думать… Хотя это действительно странно, и что-то тут явно не так, и, возможно, что-то надо менять, хотя что именно - не мне судить…
CISFINITUM "Demo" (promo CD-R)
Есть, есть еще Умельцы, не перевелась еще в нашей стране настоящая Хорошая Музыка! Спасибо Дмитрию Васильеву за эту пластинку, очень меня порадовали эти замечательные, хотя и негуманные звуки… Вот ведь какая странность: огромное количество музыкантов и композиторов при помощи полного набора нот умудряются создавать жвачку, а Евгений Вороновский (он же основатель CISFINITUM, кстати, выпускник консерватории по классу скрипки, если верить все тому же Дмитрию) при почти полном их отсутствии (иногдашние скрипичные зарисовки на заднем плане не в счет) делает действительно нечто удивительное! Атмосфера мне сразу же напомнила одну из самых моих любимых пластинок, а именно ULVER "Silencing The Singing", правда норвеги, безусловно, более доступны массам. Но что-то у них с CISFINITUM явно перекликается, хотя средства звукоизвлечения, по всей видимости, очень разнятся. Да и вообще, получается, что даже реально эзотерическая работа ULVER начинается казаться несколько… коммерчески просчитанной, что ли. И, конечно, в звучании главная разница в том, что ULVER опираются на достаточно жесткую ритмическую структуру, коей у CISFINITUM не наблюдается. И тем не менее это действительно очень хорошая музыка. По сути это dark ambient, но… Чем-то он отличается от большинства работ подобного толка. Возможно тем чувством вкуса, которого Автору однозначно не занимать. А может, и еще какие-то факторы… К сожалению, я не располагаю даже трэк-листом к этой записи, понятия не имею, когда и в каком составе она была сделана, так что мне немножко трудно судить о некоторых вещах, в том числе и об идеологической подоплеке. Опять же, если обратиться все к тому же INDEPENDENT ELECTRONIC MUSIC Magazine, то нам станет известно, что проектом издано несколько кассет и компакт-дисков на различных лэйблах, несколько трэков выходило на различных сборниках, а ныне к изданию планируется еще несколько компакт-дисков и виниловых пластинок. Что же, я очень рад, что эта Музыка не осталась незамеченной, что есть люди, пожелавшие познакомить с ней еще некоторое количество ценителей прекрасного…
THE PATH SOULZINE #3: Мое Обнаженное Сердце - 2: - eXistenZ - (fanzine)
По-моему, когда-то давно я писал про номер первый этого издания. Или не писал? Честно, не помню, а лезть и проверять по старым выпускам нет никакого желания. Помню только, что мой отзыв о нем есть в номере втором THE PATH SOULZINE, но взят он из письма моего к автору или из рецензии - хоть убей, не помню. Но не об том речь. Творение Александра - странная штука. Неоднозначное у меня ко всему этому делу отношение… Начнем с того, что издание это носит характер литературно-публицистический, то есть здесь есть размышления автора и не только на различные глобальные темы (Жизнь, Смерть, Любовь, Бог), есть стихи, есть проза, опять же, по большей части собственно автора, но кое что взято и из произведений тех, с кем Александр общался или общается посредством переписки. Что касается публицистической стороны, то если какое-то время назад меня это могло заинтересовать, то сейчас уже поздно: большинство затронутых фактов мне известно и соответствующие мысли я уже из этого вынес. Попыток оценивать сие я тоже предпринимать не собираюсь, ибо здесь все нацелено прежде всего на то, чтобы получив информацию, каждый делал собственные выводы. То есть личное дело каждого прочитавшего, соглашаться с автором или не соглашаться. Повторюсь: я свои выводы уже сделал, а потому, наверное, скажу, что этот материал рассчитан на тех, кто моложе меня по крайней мере на несколько лет. Стихи я всегда воспринимал с трудом, потому об этом даже не стану заикаться. Да и вообще, стихи - это особо тонкая штука, тут вообще никакие линейки-измерители не подходят… Проза, наверное, это самое интересное и понятное лично мне из всего того, что здесь содержится. Но надо иметь в виду, что Александр - так называемый прозаик-символист. То есть его проза - это тоже пища для размышлений… В общем, такая вот картина. Внешне это выглядит как 88-мистраничный ксероксный самиздат формата А5, фактически, классика жанра. Приобретать сие или нет - думайте сами. Но в принципе, не смотря на то, что давать THE PATH SOULZINE оценку трудно, замечу, что издание это по большому счету небезынтересно…
THE PATH SOULZINE #4: Мое Обнаженное Сердце - 3: КАЛИев Продукт или Записки Декадента (fanzine)
Похож на предшественника по содержанию, но значительно скромнее в объеме - всего 28 страниц. Впечатление произвел почему-то меньше, но в деталях объяснить почему именно я не могу. Просто вот такой вот факт. А вообще, всех заинтересовавшихся творчеством Александра прежде всего могу отослать к нашему журналу MUSICMIND 2003, в котором имеется с оным довольно обширная беседа на различные темы, по-моему некоторым образом приоткрывающая завесу над этим все-таки, надо признать, неоднозначным, а иногда даже противоречивым персонажем. Но все это я говорю скорее в позитивном нежели негативном смысле, ибо, наверное, все неординарное неоднозначно…
ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ 2001 "День Печали" (CD-R)
Если кто помнит, в номере 12 нашего издания мы писали о проекте ТЕАТР ЯДА, с тех пор я познакомился с менеджером этой команды а заодно и шефом NO MUSIC RECORDS, лэйбла, на котором был выпущен CD-R с альбомом, о котором я тогда писал. Здесь же был издан и этот диск. По большому счету музыку этих проектов можно назвать похожей, но то, что ТЕАТР ЯДА звучат значительно интересней - факт. Что называется, от и до. Богаче по фактуре, динамичней, глубже, мрачнее. Самое главное, что в записи ЗАТЕРЯННЫХ В КОСМОСЕ ломает - это голос. Записан он плохо. Казалось бы, какая мелочь, ну, записан голос плохо, но почему-то это сводит на нет все попытки воспринять эту запись чуть более лояльно. Может, потому что голоса много? Может, потому что на него возложена достаточно большая нагрузка во всех смыслах? Просто все вроде хорошо, а голос как не настоящий звучит, видимо, и микрофон плохой, и накрутили при записи черт-те чего. Но таких голосов в природе нет, вот что я хочу сказать. В итоге теряется тот самый необходимый момент присутствия. Да и вообще, зачастую музыкально слишком уж лаконично, хотя, это уже на самом деле так, просто… Тут ведь вот какая штука: если абстрагироваться от всего, что я тут наговорил, то получается, что ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ - вещь весьма оригинальная и необычная, по крайней мере для меня. То есть вроде как интересная. А вот слушать так чтобы в кайф почему-то не тянет. Почти парадокс… Да, так вот, в заключении попробую все-таки объяснить, что же это за музыка такая на самом деле. Работа эта из области хорошей экспериментальной музыки с изрядным налетом сырой такой готики и даже где-то фолка. Вязкая такая, тягучая, монотонная, с интересным звуковым оформлением . Именно поэтому ужасно записанный голос и ломает, что все остальное звучит много интересней. Дело, наверное, в таком вот диссонансе. Где-то (музыкально) похоже на немецкий коллектив ORPLID или даже немного на ORDO EQUILLIBRIO, но это все так, легкие касания только… А в целом небанально, хотя и невкусно…
THE MANURE 2003 "Полное Собрание Сочинений" (4CD-R, mp3)
Вот такой вот подарочек получил я не так давно почти неожиданно от Макса Вальжана, одного из основателей этой формации из города Карабаново. Сразу скажу: поройтесь в наших старых номерах, об этом коллективе мы писали не раз на страницах нашего уважаемого издания, да и в вышедшем в прошлом году журнале MUSICMIND 2003 имела место быть беседа по большей части с господином Новиковым, еще одним персонажем, стоявшем у истоков карабановского экспериментального околомузыкального творчества. Это вам несколько поможет разобраться и понять, что же такое THE MANURE. Хотя я, даже имея на руках вот этот вот почти шедевр, до сих пор в этом не разобрался и по большому счету ни хрена не понял. А может, в этом и есть смысл? Вот, кстати, кого надо познакомить: Дмитрия Васильева (INDEPENDENT ELECTRONIC MUSIC) и THE MANURE, я думаю, ему это будет достаточно интересно, ибо в его журнале я читал не об одном похожем, как мне показалось, проекте из-за бугра… Ну да ладно, вернемся к предмету нашей беседы. На самом деле я должен честно признаться, что материал этих 4-х дисков изучен мною едва лишь процентов на 20. Наверное, THE MANURE в больших количествах - это не то, что доктор прописал, для меня по крайней мере. Я думаю, что если вывалить себе на голову все это разом, ни к чему хорошему оно сто пудов не приведет. А так, потихоньку изучая материал в состоянии готовности к его восприятию, я хоть и потрачу на это пару лет без преувеличений, зато имею шансы его именно воспринять, а не прозевать. А с другой стороны, торопиться вроде как тоже некуда, сами знаете, в какие моменты спешка необходима :-)… В общем, пока я в процессе нахожусь… Но тем не менее мысли определенные есть уже сейчас. Сразу скажу: работа проделана большая, и это уже вызывает уважение. Каждый из четырех дисков помимо собственно… э-э-э… звука, наверное так будет правильней сказать, содержит еще и мультимедийную секцию, где можно обнаружить историю проекта по пунктам (практически мифологию), множество фотографий, комментариев к альбомам и композициям, массу других дополнительных материалов… В общем, сильно все сделано, масштабы реально потрясают, при всей неоднозначности музыкального содержания. Но это даже (да простят меня "маневры") на второй план уходит, больше меня лично интересует как раз именно информационная составляющая этой подборки, а звук… Я просто включаю какую-то работу из содержащихся на диске, который в данный момент находится в приводе моего компьютера, и она сопровождает процесс чтения, вот так наверное… И тогда почему-то приходит ощущение того, что все правильно. Наверное, это и называется гармонией, да? Хотя, в отношении данного проекта употреблять этот термин несколько… э-э-э… смело, да. Хотя бы потому, что слушать THE MANURE целенаправленно, как слушают обычную музыку из нот, по большому счету противопоказано. Мне так кажется. Странно оно. Неблагозвучно - факт. Хотя иногда смешно. А иногда нет. Вообще, эмоции какие-то имеют место быть, вот только зафиксировать их трудно. И меняются они все время. Местами даже немного напомнило то, что мы делали когда-то с НАЛЕВО ОТ ЛИФТА. Но вообще говорить в отношении THE MANURE о какой-то линии или стиле трудно (хотя, может быть именно в этом и есть их стиль?), работы действительно разные, хотя все их и отличает домашнее (буквально, не в смысле домашняя студия, а в смысле примитивный бытовой метод записи на магнитофон) качество записи (что можно оправдать термином lo-fi experimental music) и… внутренняя какая-то уверенность в том, что это все взаправду, так наверное. А вообще… Очень трудно обо всем этом рассуждать и пытаться описать людям, которые этого не слышали. Не поймут ведь. С точки зрения классических музыкальных форм THE MANURE есть особо изощренное звуковое хулиганство при помощи настоящих и игрушечных музыкальных инструментов и подручных средств, упрямое дуракаваляние, фактически возведенное в культ. Причем если послушать просто кассету с одним альбомом, как в свое время познакомился с их творчеством я, таковая реакция стопроцентно ожидаема. То есть вроде как дуракаваляние. А вот со всей этой содержащейся на диске прозой эффект обратный, то есть вроде как и правда культ! Повторюсь, при всей неоднозначности. Иногда, наверное, действительно стоит согласиться с тем, что если что-то для тебя сразу неясно и неочевидно, это вовсе не означает, что оно плохо. Просто это другой уровень восприятия, на который надо перейти, вот и все… Что касается внешнего оформления, то я бы постарался сделать все лучше. Судите сами: массивная работа была проделана по разбору и восстановлению архивов: аудиоданные, графика, тексты (которых содержится здесь действительно много в самых разных формах!), а вот с оформлением недожали: можно было для каждого диска сделать стильный конвертик (тем более что чем-то похожим они и снабжены, но можно было постараться и сделать аккуратней, поверьте, в этом тоже есть смысл!), на диски налепить стикеры, придав им солидный вид, а все это вместе поместить в картонный или еще какой бокс. Получился бы реально мощный и настоящий релиз! Я понимаю, что Макс со товарищи не преследовали никаких коммерческих целей (ибо сие было бы смешно), но вот такой бокс выглядел бы презентабельно - раз, в силу этого его не стыдно было бы и продавать - два, причем продавать не ради факта наживы (опять же, смешно предположить), а ради собственно факта продажи, если кто понимает, о чем я… И все равно, впечатление от этого всего у меня положительное. Ибо просто интересно. Иногда не надо ожидать от того, что звучит из колонок, красоты и стройности, иногда надо просто удивляться, вот что я хочу сказать. И на этом позвольте закончить…
ЗЛЫЕ КУКЛЫ 2002 "Чужой Небесный Город" (CD-R)
Про эту пластинку я прочитал в архангельском журнале Андрея Турусинова РЕЗУЛЬТАТЫ за номером 11. Все сказанное там очень заинтересовало. А поскольку мы с Андреем давно уже периодически обмениваемся различными интересными записями, я в ближайший такой обмен попросил его наболванить мне и эту пластинку, оригинал которой, кстати, оказался не у него, а в коллекции архангельского "рок-н-ролльного папы" Александра Мезенцева, которому даже хочется сказать спасибо, пусть и невелика его заслуга, однако, раскопал это сокровище - другого слова и не подобрать - именно он… Первое же прослушивание диска буквально по башке долбануло! Я даже отбарабанил по такому случаю в Архангельск восторженную эсэмэску. Дальше - больше. То есть чем больше слушал, тем больше нравилось. И если есть еще такая штука как Музыка С Большой Буквы - то это ЗЛЫЕ КУКЛЫ. Совершенно определенно. Причем музыка - она ведь не только в нотах заключается. Она и в текстах, никак ее там должно быть не меньше, вот о чем многие забывают! Я намеренно в рецензиях тексты как правило обхожу молчанием, ибо хорошие они встречаются на порядок реже хорошей музыки. То есть, если смотреть наоборот, то получается что из десяти проектов с хорошей (на наш взгляд) музыкой девять будут содержать плохую лирику. Вот. А у ЗЛЫХ КУКОЛ и тексты музыкальны! Да что там тексты, это уже и стихами не стыдно назвать, хотя в последнем я как раз ни фига и не понимаю. Может, стихи - это рифмованные тексты, в которых звучит музыка, а? Ну, не доктор, извиняйте уж… Но здесь слова ведут свою мелодию, которая переплетается с узорами, безупречно прорисованными такими инструментами как скрипка, гобой, клавиши, гитары, голоса и так далее… Опять же, позвольте мне слегка оттолкнуться от рецензии, опубликованной в РЕЗУЛЬТАТАХ и принадлежащей перу Алексея Михайловича Шептунова (он же MOON FAR AWAY), ибо больше в плане информации опереться мне не на что. Итак, самое почти парадоксальное: базируется ансамбль ни где-нибудь, а в Израиле. Согласитесь, интригует. До сих пор музыкой семитской окраски я не интересовался и познания в оной ограничиваются у меня всем известным произведением, которое не будем поминать всуе (ибо не буди лихо, пока оно того, отдыхает :-)). Никаких националистических предрассудков, сие мне чуждо (в отличие, к сожалению, от большей части аудитории нашего издания, сие я вынужден принять как неопровержимый факт). Просто не интересовался. Судя по всему, ЗЛЫЕ КУКЛЫ - это все же выходцы из России, ибо вся лирика на русском. Да и вообще очень похоже на русскую музыку (согласен с мнением АШ, сделано не без оглядки на русскороковых героев), но с нерусской окраской, так вот, наверное. И от этого все становится необычно и удивительно. Готик-роком я бы это не назвал, даже медленным и акустическим, но ощущение театра - оно очень сильно в этой музыке, и здесь, опять же, АШ сто раз прав! Надо и ему, наверное, сказать спасибо: именно он нашел те самые правильные слова, которые заставили меня между делом черкнуть Андрею, дескать, озадачься, запиши мне дисочек. Ибо сейчас я ощущаю, что не будь в моей жизни этого кусочка фольги в пластмассе, может, страшного ничего и не произошло бы, но красивого, Настоящего Красивого стало бы чуть меньше… Музыка неоптимистичная, это тоже надо отметить. Местами совсем неоптимистичная. Да и вообще, не знаю, нет смысла об этом говорить, слушать нужно. Впрочем, бессмысленно пытаться описывать любую Настоящую Музыку. Это как раз тот самый случай… Одно во всем этом плохо: запись очень так себе. Она эстетична, она почти не обламывает, вернее, ее не очень высокое качество, но то, что она при такой музыке ОБЯЗАНА быть на порядок круче - факт совершенно очевидный. Я не спорю, всегда есть такой момент: записанное и вылизанное в классной студии в итоге что называется "не цепляет". Да, такие вещи случаются зачастую, по нескольким причинам. Ведь на время записи альбома звукорежиссер становится, фактически, еще одним музыкантом в группе, а если он изначально "лишний"? Такое происходит постоянно: недопонимание между звеньями цепи "тот, кто звук воспроизводит" - "тот, кто звук фиксирует" часто приводят к краху всей задумки. И все же очень хотелось бы, чтобы ЗЛЫЕ КУКЛЫ рискнули. А вдруг получится?…
FEALIN & DI 2003 "Promo" (promo CD-R)
Пластинку эту мне притарабанил Фантазер. Вроде как это какие-то его кропоткинские кенты делают вот такой вот проект… Первые три минуты дебютного прослушивания я на что-то рассчитывал. Сидел и ждал, что вот типа сейчас эти незатейливые упражнения с синтезатором закончатся, и таки начнется музыка. Однако, последняя, в глобальном смысле этого понятия, так и не появилась. Не сочла, видать, нужным. Далее, на протяжении еще 60 минут все остается примерно одинаковым. То есть наглядный пример ансамбля Я И ДРУГ МОЙ ДОМАШНИЙ КАМПУТЕР. Конечно, это неплохо, что вот садятся люди перед монитором и мастерят чего-то, крутят виртуальные ручки, бряцают по вполне осязаемым струнам. Хорошо это. Но пока что в случае FEALIN'а эти упражнения не перерастают в музыку. Я бы мог это расценивать как демо-болванки для еще неготовых музыкальных произведений, заготовки. Может, в этом смысле местами даже неплохие заготовки. Но не более. На самостоятельное же произведение искусства пока никак не тянет. Очень жаль, что, как показывает практика, подавляющее большинство подобных проектов так и остается ничем, если цитировать известный тарантиновский фильм. В смысле, не идет дело дальше демо-записи. Потом молодость проходит (в смысле, музыканты переваливают за 20 с небольшим), меркантильные интересы медленно но верно начинают преобладать над потребностями духа (и тут уже кому как повезет, у кого дух сильнее - тот и выживает), появляются жены с их вечным "опять ты бренчишь на этой своей балалайке, вместо того чтобы…" и далее список из 18 позиций в лучшем случае. Вот и все. Жизнь закончилась. Работа-телевизор-пеленки-огород… Как всегда оговорюсь: это все я как бы не о конкретном проекте говорю. Откуда я ваще знаю, что там за люди стоят за этой пластинкой, к которой даже трэк-листа нет, не то что состава участников. Просто, рассуждаю, навеяла сама по себе музыка какие-то воспоминания, всколыхнула какие-то наблюдения, вот и выплеснулось оно на бумагу. Значит, в ней есть уже какая-то польза, так?… Ладно, наверное, пора попробовать пояснить, что же за звуки увековечены на этом диске. Основная их масса - искусственная. Танцевально-техноидные ритмы с подливкой из псевдоаналоговых синтезаторов, присыпано сэмпликами, голосовыми в том числе (как таковой текстовой нагрузки нет ни разу), а сверху отполировано простенькой "чь-чь-чь"-гитаркой. Местами расстроенной. Записанной в линию с недорогого процессора. Вот такое незатейливое блюдо. Чуть с языка не сорвалось, дескать, просто и со вкусом. Однако, недостаток последнего все же слишком явный. Хотя, вот тому же Фантазеру нравится. Кажется. Но он хоть и человек сам по себе очень музыкальный, однако, не стоит забывать, что если его любимого персонажа Винни-Пуха расстраивали слова более чем из пяти букв, то самого Фантазера расстраивает музыка сложнее АГАТЫ КРИСТИ :-). Все относительно, не устаю напоминать…
ДЯ 2002 "Царапина" (promo-CD-R)
Дя-а-а уж… :-)… Есть, наверное, одна главная субъективная причина того, что мне эта запись не понравилась. Если речь идет (как в данном конкретном случае) не о музыке, написанной нотами, а созданной посредством привлечения различных по существу шумящих средств, то как правило лично мне нравится чтобы гудело, иногда чтобы одновременно пищало. В смысле, чтобы действие происходило в области низких частот (вспомним, что я же все-таки басист по убеждению :-)), или одновременно низких и высоких. При этом средние частоты тоже важны, но чересчур бурные события в области их напрягают. А в случае ДЯ как раз все события в области этой самой середины и происходят. Много искаженных звуков, все хрипит, трещит… В общем, это вот тот самый момент, когда мне просто не нравится, и все тут. Я из-за подобных звуков целый пласт современной электронной музыки вообще не воспринимаю. Начинаю слушать и бросаю через 15 минут. Вот и эту "Царапину" раза с пятого только до конца осилил, и то, знал бы кто, каковых усилий мне оно стоило… Ну да ладно, чичас опять начну ковыряться во всем этом деле скальпелем, дробить на составляющие и тому подобное. По сути ДЯ - это one men project некоего Михаила Лезина, который и занимается извлечением звуков из таких традиционно предназначенных для этого инструментов как гитары, басы и перкуссии (впрочем, последнее определение весьма туманно и в него могут входить прэдмэты, изначально для извлечения звука как раз и не предназначенные), а также таких традиционно не предназначенных для записи внятной тривиальной музыки вещей как допотопные синтезаторы отечественного производства типа ЮНОСТЬ, РИТМ-2 и МАНУАЛ. Плюс всякие природные и неприродные звуки-шумы-сэмплы, а также запись всего этого на жесткий диск шайтан-машины с последующим воплощением в конечный продукт. Вот и все. Как я уже дал понять, ощутить за всем этим прекрасное мне не удалось. Шум себе и шум. Шумит. Кстати, шумит не экстремально так, не по-японски, а спокойно так, с расстановочкой. По-русски, в общем. Но смысла всего этого я так и не постиг…
PROGRAMMA 2003 "Verbania - Italia, Volgodonsk - Rossija" (CD-R)
Такую вот неожиданную пластинку прислал мне буквально за пару дней до выхода в свет этого издания хорошо известный нашим постоянным читателям по публикациям в предыдущих выпусках MUSICMIND NEWSLETTER и интервью в журнале MUSICMIND 2003 Алексей Малородов. Очень я удивился. Почему-то совсем другого чего-то я ожидал, и… Давайте, наверное, ковыряться. Итак, PROGRAMMA - это интернациональный проект с участием двух человек. С российской стороны, как вы поняли, выступает хорошо известный нам "хозяин" проекта ALEX M.OVER, с итальянской же - некто Luca Bionda. Последнее имя лично мне не говорит ни о чем, подробностей же о причастности упомянутого персонажа к другим музыкальным проектам я не имею. С самого начала в недоумение ввергли кредитсы: этот самый Лука извлекает звуки из гитар и всяких других предметов, а вот Алексей… из барабанов! Гм, я как-то был уверен в том, что он типа просто клавишник… Однако, вон оно как… Странно, что только барабаны. Мне кажется, если где-то прозвучали бы клавишные, было бы неплохо… То есть клавишные вроде как звучат местами (или это так обработана гитара?), но это ведь не Алексей играет?… Но это как раз из области ненужных домыслов, не играет - и не надо. А вот гитара могла бы и интересней быть. В смысле, и записать можно было красивше, и сыграть чище. Местами имеют место быть крайне обидные и лезущие в уши огрехи в исполнении. Прямо очень детские. Да и вообще, запись ну уж очень ло-файная. Не в смысле совсем, но вот для такой музыки, что я слышу, мне кажется, было бы лучше сделать все лучше, извиняюсь за каламбур. Где-то все уж очень сухо звучит, мертвовато, неаккуратно. Где-то имеют место быть обидные щелчки от перегрузок (гитары?), неэстетичные какие-то. Я вообще люблю в музыке всякие посторонние трески, особенно виниловые, но когда они именно в теме, не сами по себе. Хотя это как раз тот момент, который анализу не поддается: либо прет, либо нет. Фиг тут чего объяснишь… Надо иметь в виду, что PROGRAMMA в отличие от ALEX M.OVER проект не электронный, а скорее экспериментальный акустический. Вообще структура произведений коллажная: кольца, сэмплы, все это сдобрено аморфными гитарными зарисовками, местами саундскейпами, а также периодически возникающими ритмическими фигурами барабанов. То есть музыка почти амелодичная, но вполне увлекательная. Девятый трэк, кстати, откровенно напомнил собственное творчество периода 1998-1999 года в рамках проекта FAR FROM MIND, прямо аж пробрало, насколько похоже. Неожиданно возникшая в комнате во время первого прослушивания половина (знающая мою музыку очень хорошо) подтвердила мои ощущения, с порога заявив, что если бы не знала, что я давно ничего подобного не записывал, решила бы, что это я что-то наваял. Или на худой конец откопал какие-то нереализованные записи. Прямо какое-то даже душевное родство получается… Хотя в остальном параллелей у этих двух проектов никаких. Разная музыка… Если рассматривать известное мне творчество Алексея в ретроспективе, то получается, что сначала был весьма легковесный "Anomalous Zone" (так кажется), затем очень задумчивый и… не подберу слова, но какой-то, может даже углубленный в себя самого "Postscript", и вот сейчас этот новый диск, ушедший по этой самой дороге углубления в себя еще дальше. Получается с нашей точки зрения, что движение это позитивно, то есть чем неоптимистичней музыка, тем нам больше нравится. Вот только понятно становится, что не спроста такие метаморфозы происходят с людьми, видимо, происходит в жизни что-то такое… Да, наверное, музыка эта не из тех, которые раскрываются сразу. Ее явно еще надо слушать. В целом же впечатление положительное. Не восторг, нет, но хорошо это однозначно, хотя и по большому счету не ново в основной своей массе…
ABORTED FETUS 2001 "Intestinal Crisis" / 2002 "Murder & Rape Your Flesh" (CD-R)
"Здравствуй Евгений! Пишет вам Александр из Перми, я являюсь основателем группы ABORTED FETUS, которая играет в стиле brutal death metal…" Вот такое вот начало. Что я могу сказать обо всем этом? Да ничего, как вы поняли из остальных рецензий этого номера на подобную тему. Играет в этом самом стиле - ну и пусть себе играет. Не люблю я группы "в стиле". Люблю группы сами по себе, с собственным лицом и собственной музыкой. Чтобы вставить компакт в вертушку и не ломать голову над тем, что же это за очередной клон чего бы то ни было… На днях случайно попался мне последний номер белорусского М-журнала, так вот там от редактора очень интересная заметка как раз на этот счет была: мировая музыкальная индустрия по самое нехочу нагружена одинаковыми группами с одинаковой музыкой и одинаковыми названиями. Там даже рецепт приведен, как придумать название группе в выбранном вами направлении. Очень правильный рецепт, справедливый… И в отношении рассматриваемого нами коллектива в частности… С этой пластинкой все было ясно с самого начала: не нужно было вставлять ее в вертушку, чтобы "познать" ее от и до. То есть это тоже уже уровень, понимаете? Никаких секретов с самого начала: из трэк-листа, обложки, названия группы и сопроводительной записки я получил всю необходимую информацию о его звуковом содержании. Реально можно было даже не включать, хотя я честно отслушал диск два раза. Кажется, группа CARCASS благополучно сыграла все то же самое (только лучше) 15 лет назад… Да, забыл отметить, группа из Перми. Вижу, хороший старт GRENOUER еще в середине 90-х годов принес свои плоды: уже не первая группа из этого города присылает мне пластинку примерно такого вот содержания. То есть они все вроде как разные - GRENOUER, SOCIAL DEFORMITY, ABORTED FETUS - а все равно все типа брутальные. И претендовать из них из всех на что-то могут только GRENOUER, это тоже факт…